Skip to main content
Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura

Отличный мир, плохая игра. Вспоминаем Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura

Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura

Вспоминаем Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura

Arcanum: Of Steamworks and Magic Obscura — это изометрическая ролевая игра, где магия и огнестрельное оружие — соседи, а тяжелые рыцарские латы порой проигрывают обычному пальто. И именно этим цепляет остров Арканум — необычный сеттинг, хорошо проработанный мир, интересные и забавные диалоги, продуманная ролевая система. Обиднее всего, что игровой процесс состарился очень плохо и никакие фанатские модификации его не спасут.

Создание персонажа и ролевая система

Arcanum начинается с хорошо поставленного ролика, где игроку показывают, с чем ему предстоит иметь дело. Дуэль двух рыцарей, закованных в тяжелые доспехи. Только вот у одного из них — кремниевый пистолет. Это характеризует проект более, чем полностью.

Затем начинается создание персонажа. И редактор «Арканума» — это тот пример, к которому стоит стремиться любой ролевой игре. Игрок может выбрать пол, расу и предысторию. На первый взгляд — всё стандартно. От выбранных опций зависят стартовые характеристики и бонусы. Но как только начинаешь перебирать варианты... Полуэльф-бандит, ненавидящий технику, но использующий её? Или может полуогр-варвар, с минимумом интеллекта, но большим количеством очков силы, чтобы вмазать обидчику посильнее? Женщина лесной маг, которая получает бонус от сражений на природе, но теряет его в пещерах и зданиях?

Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura

Вариантов — тысячи, и только от игрока зависит, с какими стартовыми характеристиками он сядет на дирижабль «Зефир», чтобы благополучно разбиться. Однако запороть прохождение прямо на стартовом экране легче простого. Нельзя выбрать сначала один путь, а затем, на половине прохождения, начать его менять — считайте, что вы уже проиграли. При создании персонажа необходимо заранее знать, кем он будет и как его отыгрывать.

Создав полуэльфа-бандита, можно сильно удивиться, что прокачка техники мало что даёт ему даже пять уровней спустя. Он как не умел с ней обращаться, так и не умеет, а пистолет ему в руки лучше не давать — патроны улетят в молоко. И это одна из главных проблем — никто тебе не говорит, что ты уже проиграл. А осознав это через десяток часов, после выполнения множества квестов кое-как, продолжать Arcanum не захочется.

Радует, что для ленивых присутствует так называемый «шаблон» прокачки. Над специальной шкалой Склонности, которая показывает куда сместился персонаж, в магию или технику, есть кнопка с шестерёнкой и молнией. Кликнув на один из предложенных вариантов, игра сама распределит все очки прокачки, но куда — придётся выяснять самому.

Мир и боевая система

Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura

Антураж и атмосфера Arcanum захватывает с головой. Магия и технология не могут существовать вместе: волшебство выводит из строя машины, а механизмы угнетают присутствие волшебных сил. И игроку предстоит решать, на какой он стороне — вместе с избранными, которым доступно магическое искусство, или же с большинством, вооружённый дробовиком и обвешанный гранатами. Эта дилемма не даёт покоя во время прохождения проекта, ведь интересного хватает и там, и там.

Но обидно, когда хорошо проработанных персонажей и диалоги с ними, красивый и интересный мир перекрывают минусы в виде игровых условностей и игровой логики. Стартовав у разбитого дирижабля, зачистив территорию и пытаясь найти выход, игрок обнаружит, что может перейти по карте мира в город Туманные холмы. Игрок нажимает на кнопку «переход», бежит общаться с персонажами, берёт у них задания, выполняет их. Когда же доходит до основного квеста и из города необходимо уйти — игра показывает средний палец.

Выйти можно только через мост, который охраняет Лукан и его банда огров. Решить этот вопрос можно несколькими вариантами: убив их, заплатив или выполнив задание жулика. Только вот возникает один вопрос — а как персонаж в город попал?! Если он проходил по тому же мосту, то почему Лукан видит его впервые и знакомиться с ним? Использовать перемещение по глобальной карте тоже нельзя — оно заблокировано.

Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura

И таких мелочей в Acranum, которые портят игроку впечатление от проекта — море! Система торговли, в которой торговец технологиями не хочет покупать нити накаливания, а травница отказывается от собранных игроком кореньев. А если хочется прикупить доспех, то никто не скажет, сможет ли надеть его персонаж — делай сохранение, покупай, проверяй, и, если что-то пойдёт не так, загружайся, чтобы не потерять деньги. Хардкорно? Да. Но очень неудобно.

И здесь мы подходим к боевой системе. Вы решили убить Лукана, чтобы не тратить деньги и не портить отношение с местными. Готовьтесь к часовому мучению кнопки «загрузка». Даже взяв с собой компаньона-лекаря, решить вопрос поможет только чудо и случай. Я и мой напарник были 5-го уровня. Мой персонаж был вооружен револьвером с кучей патронов и закован в доспех, но даже это не помогло — полуогры Лукана 3-го уровня, как и сам их хозяин, просто игнорировали любой доспех и любое сопротивление, забивая мою партию из двух человек голыми руками за считанные минуты. Не помогло ни переключение на пошаговый режим, ни обратно — постоянный проигрыш. В итоге я просто плюнул и пошёл разрушать материалы для нового моста, как меня и попросил Лукан.

Фанаты могут назвать тысячу причин, из-за которых мне не удалось с боем прорваться на мост. Но минус Arcanum в том, что это будут говорить мне люди, а не сама игра. Как понять сокращения «ВСП» и «СПУ» на доспехе? Додумывайся сам. Почему я не могу использовать глобальную карту? Она не обязана объяснять. Где мне найти паровые машины, которые меня попросили уничтожить по одному из квестов? Без комментариев.

Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura

Некоторые старые игры, вроде Gothic, тоже не говорят, что именно и где конкретно тебе искать. Но они дают тебе ориентиры, общую информацию — не бояться захламить тебе голову какой-нибудь интересной историей, связанной с шахтой или Новым Лагерем. И по этим обрывкам в голове собирается примерный путь до этого места. В Arcanum такого нет от слова совсем. Констебль просит уничтожить Лукана и его банду и говорит: «Они возле моста, который ведёт в наш город, а на юге мы строим другой мост, но дело пока не идёт». Информация интересная, но полезного в ней крайне мало.

И так всю игру. Некоторые задания дают полное объяснение в журнале или хотя бы тыкают носом в место, куда тебе нужно добраться. Большинство похожи на «пойди туда, не знаю куда и сломай паровую машину». И игрок носится по всему городу, заходя в каждую частную собственность и пытается найти технику, которую нужно уничтожить.

Diagnosis

Больше всего хочется хвалить работу фанатов. В Multiverse Edition собрали большое количество исправлений, улучшили перевод на русский, добавили вырезанные материалы и неиспользованную графику. Теперь можно с комфортом играть на широкоформатных мониторах, а также увеличить шрифт и интерфейс.

Но и сама Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura — хорошая игра, с одной из самых интересных ролевых систем до сих пор: с уклоном в магию или технологию, зависимостью от расы и врождённых способностей. Неплохие квесты, возможность решать всё словами, классные персонажи и диалоги с ними. Главная её проблема — игровой процесс, который сильно устарел и никакие фанатские сборки не смогут этого исправить.

Pro

  • проработанный антураж и история мира
  • интересные задания и диалоги
  • модификация Multiverse Edition исправляет тонну багов и недоработок
  • одна из лучших ролевых систем

    Contra

    • устаревший игровой процесс
    • нелогичное поведение мира
    • плохая система торговли
    • неудобное управление

    Источник: ixbt.games; Автор: Максим Драган

Добавить комментарий

Для комментирования материалов регистрация на сайте не нужна. Правила публикации: наличие здравого смысла. Спам удаляется, Email комментаторов не публикуется.