Перейти к содержимому

Сущность цивилизации дварфов

Монография проф. Леонардо Кройчерса, эксвайра.
Тарантский Университет, 1878 г.

Предисловие

Всю свою жизнь я посвятил этнографии — науке не столь известной и популярной, как история и археология — однако же нисколько не жалею об этом. К сожалению, нам, людям, свойственен некоторый эгоизм, доходящий до того, что все расы мы делим на «людей» и «не-людей». Даже история нужна нам скорее для того, чтобы искать доказательства нашего превосходства. Это, конечно же, неправильно. Однако в данном труде я не намерен читать проповеди либерализма, напротив, я бы желал избавить эту книгу от всякой политизированности. Ведь это результат трудов всей моей жизни (а для дварфов «вся моя жизнь» — довольно короткий отрезок, к слову), и я надеюсь, что он займет достойное место в золотом фонде Тарантского Университета и общеарканумской науки. Я изучал многие расы, но это фундаментальное исследование решил посвятить одной из самых известных — и одновременно малоизученных — рас. Это дварфы. Сразу оговорюсь, что ключевая особенность данного народа состоит в его крайней замкнутости. Даже полностью ассимилировавшиеся в городах дварфы крайне неохотно рассказывают о своей расе, что уж говорить о действительных членах кланов! Все это усугубляется скудостью источников о дварфах. Едва ли не главным трудом по данной теме является «Альманах всех дварфов Роуна», издание в высшей степени поверхностное! Так что, к сожалению, слишком многого и важного в этой книге нет.

Однако не буду утомлять тебя, Читатель, бранью и извинениями. Без лишних слов — вот мой труд.

Глава 1. Архетип дварфа

Прежде всего, нам стоит выделить ключевые психологические черты типичного дварфа. Они таковы:

  •  честность и прямолинейность;
  •  трудолюбие (по меркам людей — доходящее до фанатизма);
  •  высокий дух коллективизма;
  •  твердость духа, порой оборачивающаяся упрямством;
  •  чувство долга, личного предназначения, схожее с фатализмом (более подробно об этом — см. гл. 5);
  •  опора на предков, консерватизм, замкнутость;
  •  любознательность, выражающаяся в стремлении постичь суть вещей.
Архетип дварфа

Мы имеем полное право заявить, что во многом данные качества определяются той средой, которая издревле окружала дварфов. Это горы. Хотя, конечно, любовь к горам и тому, что под ними, сокрыта где-то в глубине всех сердец дварфов и почти не поддается рациональному объяснению, все же и горы оставили на дварфах свой отпечаток, сделав дварфов дварфами. Ведь это среда довольно (а временами и крайне) трудная для выживания, и чтобы выжить, необходимо выработать в себе несгибаемую волю и колоссальное трудолюбие. Кроме того, выжить можно почти наверняка только группой (кланом — см. гл. 2), следовательно, индивидуализм отходит на второй план, а интересы, ценности и нормы группы начинают играть определяющую роль. Отход от этих правил может просто-напросто привести к гибели как индивида, так и группы. Видимо, поэтому сформировалась замкнутость дварфов по отношению к другим расам. Объясним это подробнее. У дварфов есть сильный враг в лице естественной среды (низкая температура, темнота, различные подземные опасности и т. п.), но при этом для противостоянию ему уже выработаны некоторые нормы. Более того, эта среда может быть и союзником (например, позволяет эффективно прятаться).

Следовательно, раскрытие этих правил другим расам делало бы дварфов крайне уязвимыми — именно из-за специфической среды (горы и подземелья). А неосведомленность других рас, напротив, удесятеряет силу дварфов, так как тогда в горах только они одни — хозяева.

Легко объясним и присущий дварфам коллективизм: в принципе, все горные работы и военные мероприятия можно провести только коллективом. Доля индивидуального труда сравнительно мала.

Кроме того, нельзя упомянуть и о приверженности дварфов к Технологии. дварфы практически абсолютно не переносят Магию. Более того, они имеют склонность к Технологии едва ли не от рождения. Обстоятельство это тем более любопытно, что традиционно именно Магия считается символом чего-то внутреннего, сущности вещей, и все расы ранжируются по присутствию в них Магического начала. Технология же считается плодом интеллекта (причем сравнительно недавно появившимся). Для дварфов же Технология — это их сущность, альтернативный путь проникновения внутрь вещей и познания Истины. Может быть, гораздо более осязаемый путь — по сравнению с Магией. Это не значит, что дварфы закоренелые материалисты (чего стоит хотя бы их философия!), просто для них важно, чтобы всякий Камень имел Форму (извините, что забегаем вперед), и потому эфемерные, бесформенные абстракции Магии не для них.

Глава 2. Общество дварфов

Общество дварфов

То, что дварфы издревле жили кланами, является, пожалуй, фактом неоспоримым. По всей видимости, этот способ существования является весьма и весьма древним — и, вероятно, опять-таки обусловлен средой: клан, тесная группа со строгими правилами и острым чувством принадлежности, является наиболее подходящей формой выживания общества дварфов в горах и подземельях. Выделим основные социальные и психологические признаки клана:

  •  замкнутость (см. гл. 1);
  •  сплоченность, чувство принадлежности к клану (чем сплоченнее будет группа, тем эффективнее она будет справляться с вызовами среды);
  •  традиционность, консерватизм (объясним метафорически: если горы не меняются тысячелетиями, то зачем менять правила выживания в них?);
  •  относительно низкая социальная дифференциация, слабая иерархичность (видимо, равенство членов клана обеспечивает большую сплоченность);
  •  единоначалие (удивительное сочетание с внутриклановым равенством: присутствие безусловного авторитета обеспечивает быстрое решение возникающих проблем);
  •  территориальный характер образования кланов.

Что касается последнего пункта, то мы не знаем ничего о национальном делении расы дварфов, племенах и т. п. Клан — понятие в большой степени территориальное, он возникает там, где есть ресурсы, и лишь потом превращается в какую-то обособленную систему (хотя наличие культурных различий между кланами также незаметно, если вообще есть). В этом любопытная особенность расы дварфов: при всей рассеянности и обособленности кланов, культура, менталитет и язык дварфов из разных кланов практически не отличаются.

Общество дварфов

Политическая система дварфов также своеобразна. В каждом клане существует свой предводитель, лидер (судя по всему, без какого-то определенного титула), и каждый клан относительно самостоятелен. При этом существует общий король всех дварфов — это лидер доминирующего клана. Нам неизвестно, какие кланы преобладали в разное время или это всегда был один клан, но мы можем с уверенностью сказать, что в настоящее время главенствующим является Клан Колеса. Его лидер — и король всех дварфов — Рандвер Громовой Камень, сын знаменитого Лугаира Громового Камня (подробнее см. гл. 3). Что касается полномочий короля, то определить их спектр весьма трудно. Вероятно, многое зависит от личности самого монарха. Так, Лугаир был, безусловно, сильным и властным правителем, и его влияние на кланы стремилось к абсолюту. Про Рандвера такого, судя по всему, уже не скажешь.

Стоит отметить, что абсолютно точно эта система описывает реалии только современного общества дварфов, после Войны Кланов. Нам трудно судить, какой она была тысячу, пятьсот или даже сто лет назад. Вероятно, единого короля не было, их было несколько или даже в каждом клане был свой король.

Мы уже коснулись проблемы социальной стратификации общества дварфов и упомянули один из главных аспектов — внутриклановое равенство. Знати, в нашем понимании, у дварфов не существует — хотя бы потому, что, например, в человеческом обществе знать появилась в результате разделения на земледельцев и землевладельцев, и эта система была впоследствии закреплена и усложнена в феодализме. В новом промышленном обществе, каким является Объединенное Королевство, феодальной знати уже нет, но она переродилась в новую аристократию, состоящую из богатых промышленников и финансовых магнатов. Возможно, последний вариант мог бы развиться и в кланах дварфов, но мы такого не наблюдаем. Видимо, сыграла роль именно «клановость» дварфов, при которой личные интересы, стремление к индивидуальному обогащению сознательно ущемляются в пользу общины. При этом, конечно, мы не отрицаем, что в финансовом плане отдельные семьи и индивиды могут быть неравны, но, опять же, это неравенство не идет ни в какой сравнение с потрясающими воображение контрастами Таранта, где бок о бок сосуществуют роскошные особняки и ужасающие трущобы.

Стоит отметить, что не все дварфы являются членами кланов. Немало дварфов живет в человеческих городах и деревнях, вместе с другими расами. Почему так получилось, сказать трудно. Некоторые рода живут в городах уже несколько поколений. Хотя есть и другие причины. Мы точно знаем о существовании изгоев — тех, кого изгнали из клана за какие-либо проступки или по другим причинам. Кроме того, рассеянию дварфов по миру, вероятно, способствовал хаос Войны Кланов. При этом очень часто дварфы без клана занимаются «дварфовскими» профессиями — становятся оружейниками и кузнецами — хотя нередко и выходят за границы этого списка, вплоть до печальных последствий — становятся деклассированными элементами, идут по пути криминала.

Заканчивая разговор о социальной системе, упомянем такой не слишком значительный, но весьма любопытный казус, давший, к тому же повод для огромного числа слухов и сплетен, как положение женщин дварфов. Смею заверить, что всем эмансипированным дамам Таранта и не снилось такая ситуация, как в обществе дварфов. Там женщины не только не допускаются до политического процесса, но и вовсе никогда не демонстрируются чужакам. С чем это связано и зачем это нужно, мы сказать не можем и даже не желаем выдвигать гипотез. Слухи о бородатых женщинах дварфов, скорее всего, являются лишь оскорбительным и грязным вымыслом, и мы не желаем спекулировать на данную тему.

Экономика дварфов проста и прозрачна — и вместе с тем достаточно эффективна. Судя по всему, дварфы не стараются решить исключительно своими силами главную проблему своей цивилизации — продовольственную. Они опираются на те свои преференции, которых нет у других народов. Высокоразвитое оружейное и горное дело позволяют им покупать продовольствие у тех рас и народов, которые занимаются земледелием.

Глава 3. История и современное положение

дварфы - история и современность

История кланов дварфов, к сожалению, является одним из самых темных мест.

Среди дварфов до сих пор ходят легенды о Железном Клане, более того временами находят древние вещи, изготовление которых приписывается этому клану. Говорят, будто Железный Клан достиг немыслимых высот в Технологии, превосходящих даже современные достижения. При этом время его существования в точности неизвестно — но очень давнее; видимо, это Эпоха Легенд. Неизвестны и причины его исчезновения. Мы не можем ни опровергнуть, ни подтвердить эти мифы, хотя многие дварфы верят в них безоговорочно. Если легенда о Железном Клане окажется правдой, то это станет серьезнейшим ударом по современной эволюционной теории, согласно которой наш мир постепенно движется от Магии к Технологии.

Единственным общеизвестным — и также почти не изученным — событием в мире дварфов является Война Кланов. Есть все основания полагать, что она сильно изменила сообщество дварфов. Возможно, как говорилось в гл. 2, до той поры у дварфов было несколько королей, но эта война подорвала силы дварфов настолько, что остался лишь один Король, Лугаир из Клана Колеса. Вспыхнула она, вероятно, в самом начале XIV века и длилась около пятисот (!) лет. Война Кланов была крайне жестокой и кровопролитной и закончилась грандиозным сражением на Перевале Горгота, в ходе которого Лугаир убил своего главного оппонента — некоего Лорека — и истребил десять тысяч его воинов. Стоит ли говорить, что эта междоусобица явилась тяжелейшим испытанием для дварфов. Есть сведения, что многие кланы были уничтожены полностью. Оставшиеся тоже сильно пострадали, что и сделало возможным объединение.

Казалось бы, объединив всех дварфов, доблестный Лугаир смог бы начать восстановление сил своего народа, возрождение былого могущества, но судьба нанесла дварфовской нации еще один удар — в лице выдающегося промышленника Гилберта Бейтса и его паровой машины. Точнее сказать, по последним данным, паровая машина была изобретена дварфами Клана Черной Горы, но не использовалась ими за ненадобностью: дварфы не желали, чтобы кто-то выполнял их работу за них (в данном случае консерватизм дварфов сыграл с ними дурную шутку, очень дурную, если не фатальную). Г-н Бейтс позаимствовал у дварфов схему того, что они считали игрушкой, — и перевернул мир. Последовавший за этим стремительный рост мощи Объединенного Королевства, невиданный технологический скачок сделал возможным для людей обходиться без дварфовского мастерства — и даже соперничать с дварфами в Технологических Дисциплинах. К тому же, производственные мощности кланов были и без того подорваны пятисотлетней войной.

Но это было еще не все. Ценой промышленной революции, как известно, стало уничтожение Морбиханского Леса. Однако платить по счетам пришлось не людям, а дварфам. Точные детали всех политических игр нам неизвестны, но вкратце они таковы: послы от разгневанного эльфийского народа прибыли к Лугаиру и потребовали наказать Клан Черной Горы, безответственно позволивший Технологии распространиться по миру. В противном случае эльфы угрожали войной. И в этой ситуации король Лугаир был вынужден согласиться на наказание: ведь эта война могла стать куда более разрушительной, нежели Война Кланов. Клан Черной Горы был наказан, как — мы не знаем. Возможно, его сослали на Остров Отчаянья. На наш взгляд, Лугаир принял единственно правильное решение и, пожертвовав одним кланом, спас весь народ, но сам король, судя по всему, так не считал. Так и не простив себе этого поступка, великий король Лугаир подал в отставку (дальнейшая его судьба нам неизвестна), и ему наследовал его молодой и неопытный сын Рандвер Громовой Камень.

Таким образом, мы видим, что сейчас нация дварфов (по крайней мере, система кланов дварфов) переживает серьезнейший кризис, даже находится под угрозой гибели. Если новый король Клана Колеса не найдет средств для преодоления структурных проблем, то, вполне вероятно, королевство всех дварфов развалится и уйдет в небытие, клановая система рухнет, а члены кланов будут вынуждены присоединиться к своим городским собратьям.

(пометка карандашом на полях книги, сделана читателем: «Даже небезызвестные переговоры на Перевале Горгота, ни к чему не привели: положение дварфов никак не изменилось»).

Глава 4. Наука дварфов

Здесь я не буду подробно рассказывать о достижениях дварфовских мастеров — это предмет изучения для специалистов-Технологов. Назову лишь основное.

Наука у дварфов

Думаю, по всему Арканум известно, что лучше дварфов кузнецов нет. Даже после технологического прорыва, совершенного Тарантом, лучшие доспехи и холодное оружие по-прежнему можно купить только у дварфов. Другое дело, что экспорт этих изделий значительно снизился вследствие общего кризиса дварфовской цивилизации. Да и стремительное развитие огнестрельного оружия (а в этой отрасли пока лидируют люди) может просто-напросто сделать ненужным любой доспех, если, конечно, дварфы не изобретут чего-то нового. Но на подобные разработки нужны время и деньги, а и того, и другого у дварфов слишком мало.

Не вызывает сомнения и то, что без дварфов не было бы и современной Механики. Сколько бы мы, люди, ни гордились своими изобретениями, но мы должны помнить, что коренное, главное изобретение — паровая машина — принадлежит дварфам, и наша заслуга состоит лишь в том, что мы сумели его правильно использовать.

Кузнечное дело и Механика — две самых сильных дварфовских науки, хотя, надо полагать, у них хорошо развиты и другие Технологические Дисциплины. Нам известно, что почти в каждом уважающем себя клане существует внутренний дворик с садом, в котором представлен настоящий гербарий. Подобной коллекцией, вероятно, могут похвастаться лишь эльфы,

Глава 5. Духовные ценности дварфов

В отличие от людей, во многих дварфах все еще жива вера в Старых Богов, а точнее — в персонального бога народа дварфов, Альбериха. Приведу цитату из труда моего коллеги профессора Альдуса Т. Баксингтона III «Боги Арканум»:

  Бог Альберих всегда имел огромное значение в Законе дварфов. Альберих — самый древний из всего живущего, он любит тех, кто не гневается, много думает, и упорно трудится. По последним мифам дварфов, Арканум находится на хребте Альбериха, а дварфы — первые дети бога — имеют особую привилегию жить в этом мире… На алтари Альбериха дварфы приносят куски Камня Лавы. Для них он символизирует бога, который может быть ужасен в гневе как раскалённая лава, но он холоден и легок подобно этому камню, когда все хорошо с его детьми. дварфы считают, что эти подношения увеличивают в них силу.    

Подобные религии, впрочем, есть у всех народов Арканум, но вот что является редкостью, так это философия расы, да еще настолько самобытная и оригинальная. Такая философия есть у дварфов. Она называется Философией Камня и Формы. Я потратил много времени на изучение этого феномена и все же до конца понять эту философию могут только сами дварфы. Говорят, что основы этой философии написаны на Камне Дурина, но эта скрижаль является полулегендарной, и, само собой, я ее никогда не видел — как и все те дварфы, с которыми мне довелось беседовать.

Некоторые исследователи необоснованно отождествляют эти два понятия с «нашими» Содержанием и Формой. Да, во многом это верная иллюзия, но взаимосвязь Камня и Формы и их сущность гораздо сложнее. Кроме того, мы не можем пренебречь дварфовской Формой по отношению к Камню, как пренебрегаем нашей Формой по отношению к Содержанию. Дварфовская Форма так же необходима и важна, как и Камень.

Камень — это внутренний стержень дварфа, что-то вроде его морального кодекса (как совокупность кодексов общедварфовского и личного), характер, неизменная внутренняя сущность. Форма — это то, в чем воплощается Камень. Камень во многом определяет Форму: внутренняя сущность определяет внешнее бытие дварфа, его путь, предназначение. Конечно, Форма во многом вторична, она невозможна без того или иного Камня. Но в то же время, между ними существует неразрывное единство, ведь каждому Камню предназначена своя Форма, и никакая другая. Да, в этой философии довольно много фатализма, но, по выражению короля Рандвера, «дварфовское существование — это комната со многими дверьми». То есть Форма — это не просто раз и навсегда заданная модель поведения, судьба, это некий набор путей, выходов, «дверей», которые должны согласовываться с Камнем. Достойному Камню должна быть найдена достойная Форма. Найти гармонию между своими Камнем и Формой — главная задача любого дварфа.

При этом надо оговориться, что и Камень — не просто мораль, выбор между честью и бесчестьем. Камень — это и некий «дух дварфа», любовь к ценностям своего народа, к труду, семье, к камню. И по отношению к этим ценностям для дварфов не существует выбора, потому что эти ценности — неотъемлемая составляющая каждого дварфа.

С человеческой точки зрения во многом эта философия имморальна (или, вернее, отражает специфическую мораль дварфов). Но если говорить о морали, то нельзя не коснуться и такого чисто логического казуса, который, тем не менее, способен развязать многим руки на самые большие злодеяния. Дело в том, что не только Форма может быть дурной. Если Форма дурна, то это значит, что она не соответствует Камню. А что если испорчен Камень? Ответов на этот вопрос можно дать сколько угодно — как по отношению к самому носителю испорченного Камня, так и по отношению к его окружающим. Что делать ему и что делать с ним? Не значит ли это, что тогда все позволено? Говорят, будто именно такой казус произошел с Лореком Отступником, главным противником Лугаира в Войне Кланов. Лорек, будто бы обладая испорченным Камнем, возомнил, что именно его клан должен править всеми дварфами — и открыл себе путь многих злодейств.

Очень любопытна с точки зрения этой философии и история отречения Лугаира. Король, видимо, посчитал, что своим сговором с эльфами он предал и Камень, и Форму. Камень — тем, что предал кодекс дварфовской чести, совершил сделку с совестью. Форму — тем, что его Форма — это король, а король должен защищать своих подданных, чего он не сделал.

Подводя итог, нужно сказать, что не стоит, поддаваясь новым веяниям и модным гуманитарным наукам, сводить всю эту философию до уровня психологии или до набора социальных ролей и социализации личности. Философия Камня и Формы для дварфов — это философия Пути, синтезирующего личный путь и путь своего народа, своих предков; это философия, в которой удивительным образом сливаются истинно дварфовская системность мышления и почти эльфийская метафоричность; это умение сочетать на протяжении всей жизни твердость Камня и гибкость Формы.

На этом мы заканчиваем наш труд. Надеемся, что для Вас он станет самой исчерпывающей информацией о замечательном и загадочном народе дварфов.

Добавить комментарий

Для комментирования материалов регистрация на сайте не нужна. Правила публикации: наличие здравого смысла. Спам удаляется, Email комментаторов не публикуется.